X
Логин
Пароль
English Вход для клиентов
(812) 292-37-16
194295, г. Санкт-Петербург,
ул. Есенина, 19/2
04.02.2019

Разведчики для Арктики, репортаж канала Санкт-Петербург

В Петербурге разработали уникальный комплекс для исследования глубин Арктики. Репортаж

 

Больше видео на нашем канале   

Петербургские инженеры наводят «Тень» на Арктику. Так называется концепт нового исследовательского судна, который, по словам разработчиков, на порядок удешевит изыскательские работы на больших глубинах и позволит активнее осваивать акватории, скованные льдами.

Разработали проект ученые легендарной «Корабелки», что само по себе — знак высокого качества. На просторах мирового океана они собираются в перспективе создать целые колонии роботов и уже научили их летать под водой. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев вдохновился масштабом исследований.

Этот аппарат рассчитали в Морском техническом университете и построили в лабораториях компании «Океанос», с которой вуз сотрудничает более двух десятков лет Они называют его глайдером, поскольку физика перемещения аппарата близка к небесным ловцам восходящих потоков. И кажется даже, что глайдер парит в водной толще, но на самом деле прямо сейчас он планово тонет. 

АЛЕКСЕЙ БЛИНКОВ, заместитель начальника управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ:
«Глайдер использует тот же самый принцип, только в воде. Когда у него изменяется плавучесть и он начинает тонуть, то он не тонет, как топор, а планирует подобно тому, как планер планирует в воздухе».

Ровно так же глайдер поднимается на поверхность. Затем вновь погружение, и так раз за разом подводный аппарат будет продвигаться вперед, преодолевая огромные расстояния, и при этом потратит минимум энергии. Стоит ли говорить, что подобной платформой заинтересовались в первую очередь нефтегазодобывающие компании. 

БОРИС ГАЙКОВИЧ, руководитель проекта компании «Океанос»: 
«Одним из преимуществ глайдеров является то, что у нас довольно много лишнего объема. Лишнего условно, конечно. И довольно много располагаемой массы. Вот например, на нашем работающем прототипе при массе в 150 килограммов 35 килограммов мы можем отвести под любую полезную нагрузку, какую захотим установить».

Полезной нагрузкой могут быть например датчики всех типов, сейсмическая, океанографическая, метеорологическая аппаратура, химические и газоанализаторы, которые передадут на поверхность четкий сигнал — «Бурить здесь». Таких подводных разведчиков не остановят ни льды, ни шторма. В арктических водах они вообще вне конкуренции. Но исследователи пошли еще дальше. Тихоходные глайдеры в зону работы доставит «Тень». 

ИГОРЬ КОЖЕМЯКИН, начальник управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ:
«Совершенно уникальный аппарат с изменяемой геометрией корпуса. В мире подобных аппаратов еще никто не предлагал».

20-метровый тримаран сможет передвигаться по воде и погружаться на глубину. Его отсеки примут до 60 кубометров полезной нагрузки, там разместятся глайдеры-разведчики. А в перспективе — глайдеры-строители, добытчики, военные. Но самое главное, на борту «Тени» не будет ни одной живой души. 

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ, корреспондент:
«Тень» — это не просто беспилотная субмарина. Представьте себе настоящий, мобильный, современный подводный исследовательский центр, который может находиться в автономном плавании до полугода, доставлять к месту исследования другие подводные глубоководные дроны, координировать их работу и проводить самостоятельные изыскания».

Просто фантастика! Но разработчики говорят: строительство реального прототипа — лишь вопрос времени. И время это определяется желанием быть впереди конкурентов в части покорения Заполярья. Там, где сегодня сосредоточена треть мировых запасов углеводородов, люди заселяться не торопятся и с удовольствием пропустят вперед роботов. 

ИГОРЬ КОЖЕМЯКИН, начальник управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ:
«Мало заявить, что Север наш. Надо его осваивать. А осваивать его в тех тяжелых условиях без робототехники будет сложно».

В настоящее время российские ученые проводят не более двух океанографических экспедиций в год. При том, что это экспедиции опасные, они еще и весьма накладные. Специалисты оценивают одни так называемые судно-сутки в миллион рублей. Например, выйти к месту аварии на подводном трубопроводе, опустить на дно колокол с водолазами или подводный телеметрический комплекс — все это дорого и хлопотно. Куда прагматичнее вблизи того же трубопровода организовать круглогодичное дежурство «Тени» с десятком глайдеров на борту.

Петербургские инженеры-конструкторы, математики, программисты не ждут, пока выгода станет очевидна еще для кого-то кроме их самих. Они учат своих роботов работать, наблюдают за их эволюцией и сравнивают успехи подопечных с космическими прорывами апрельского периода 1961 года. Они имеют на это полное право.