Новости АО "НПП ПТ "Океанос"


21.06.2019

Старт подводной космической гонки. Первая стыковка АНПА Saab с подводной доковой станцией

Журнал Offshore Engineer 19 июня опубликовал материал об успешных испытаниях резидентной робототехники.
 
В морской нефтегазовой отрасли официально стартовала подводная космическая гонка. Начало положили успешные испытания по стыковке подводного аппарата АНПА Sabertooth компании Saab Seaeye с подводной док-станции открытого стандарта (SDS) норвежской энергетической компании Equinor.

За ходом испытаний, прошедших 18 июня на озере Ваттерн, Моталь, Швеция, пристально следили ведущие игроки рынка резидентной робототехники. Среди них были производители телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА), автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), гибридных устройств.

Во время испытаний АНПА Sabertooth выполнил:

  • автономные перемещения,
  • стыковку с использованием усовершенствованной системы управления;
  • проверку макета донной инфраструктуры;
  • подзарядку;
  • загрузку видеоданных с использованием индуктивных разъемов Blue Logic;
  • передачу видео в реальном времени через оптический модем Sonardyne BlueComm.

Вместо традиционного джойстика, аппарат действовал по заранее запрограммированной миссии или управлялся сенсорным интерфейсом, который позволяет оператору перемещать аппарат из его автоматически удерживаемого положения на заданные величины.

Мониторы поверхностного блока управления АНПА Sabertooth

Производитель доковой станции компания Equinor входит в рабочую группу по подводной беспроводной передаче данных (SWIG) и проект Deepstar по стандартизации интерфейсов док-станций. На испытаниях присутствовали:

  • представители потенциальных заказчиков SDS, включая Saipem, Oceaneeering, IKM Subsea, Eelume;
  • потенциальные поставщики источников питания для этих подводные аппараты, такие как Ocean Power Technologies;
  • представители сервисных компаний: iTech, Rovop, DeepOcean.

Джон Робертсон, управляющий директор Saab Seaeye: «Последние 30 лет это ключевая часть нашего бизнеса. Замечательно, что отрасль начинает всерьез говорить об этих технологиях. Используя модемы Sonardyne BlueComm и Blue Logic, мы расширили возможности АНПА Sabertooth, а с помощью SDS от Equinor у нас появилась технология для реализации задуманного. Используя Sabertooth с подводным инструментом или инструментальными рамами, вы можете начать снижать расходы на эксплуатацию, минимизировать влияние человеческого фактора, заботиться об окружающей среде».

Гро Стаккестад, менеджер отдела исследований и разработок, водолазных работ и ремонта трубопроводов в Equinor: «Нам нужно действовать более радикально. То, о чем мы говорим сегодня, действительно радикальный шаг для нас. Подводные беспилотники могут стать стимулом для разработки труднодоступных месторождений, улучшить экономическую эффективность уже существующих месторождений.

Через мониторы оператор АНПА Sabertooth контролирует выполнение миссии

«Наша ключевая концепция — дистанционная добыча и переработка на шельфе, а автономная инспекция является ключом для достижения этой цели. Будущее здесь и сейчас. Почему роботы? Вы должны следить за ходом инспекции, иногда корректировать действия аппарата, а также получать информацию, которую мы можем проанализировать, чтобы предсказать будущее ».

Марианна Брини Асла, ведущий инженер Equinor: «Инженеру работать с ним чрезвычайно интересно». Но, кроме интереса, это яркий пример повышения безопасности работ, снижения затрат и выбросов углерода в атмосферу за счет сокращения потребности в судах обеспечени. «Мы можем проектировать месторождения по-разному, что может повысить эффективность производства. Это выгодно в труднодоступных районах».

Sabertooth Saab Seaeye может выполнять традиционные для АНПА задачи или удерживать положение, работая подводным инструментом. Фактически, на аппарате был установлен электрический манипулятор Т4, которым он работал инструментом типа торк-тул (torque tool). По словам Saab Seaeye, автономная стыковка с SDS будет возможна аналогично стыковке АНПА с собственной док-станцией.

После испытаний SDS будет перевезен обратно в Норвегию, где в конце этого года он будет установлен на месторождении Асгард, а затем испытан с привязным аппаратом компании Eelume в Тронхейме. Сейчас у берегов Тронхейма установлен самый первый SDS на глубине 365 метров как действующий автономный лабораторный испытательный центр подводных технологий под управлением Норвежского научно-технического университета (NTNU).

Гибридный необитаемый подводный аппарат Sabertooth компании Saab Seaeye

Хельге Сверре Эйде, бизнес-менеджер Blue Logic: «Чтобы максимально использовать дроны, нам нужно изменить способ нашей работы и способ мышления. Если вы это поменяли, то работа, которую делают роботы бесплатна. Если мы собираемся быстро двигаться вперед, нам нужны открытые инновации и нам нужны стандартные интерфейсы". Разъем Blue Logic обеспечивает передачу данных на Sabertooth со скоростью 230 кб/с и 100 Мб/с. На док-станции установлен безконтактный разъем Wisub. Дизайн все еще развивается, но цель — создать универсальный стандарт, который могут использовать разные аппараты и производители".

Ioseba Tena, глобальный бизнес-менеджер по робототехнике Sonardyne: "Сочетание акустической связи повышенной дальности и оптической связи для он-лайн видео трансляций обеспечит операторам полный контроль и гибкость в управлении своими аппаратами. BlueComm обеспечивает беспроводную стыковку".

"Основное направление деятельности Equinor — создание SDS открытых стандартов. Это первое поколение (SDS), мы многому научились", - говорит он. «Мы также смотрим, как вписался бы инструментальный гараж, и на прошлой неделе протестировали разъем нового поколения, который предлагается включить в стандарт SWIG». Его можно установить на оптоволоконный кабель-трос постоянного тока, который Equinor только начинает использовать".

Многое еще впереди. Морская космическая гонка только начинается.

Фото с сайта Saab Seaeye



https://oceanos.ru/news/326