X
Логин
Пароль
English Вход для клиентов
(812) 292-37-16
194295, г. Санкт-Петербург,
ул. Есенина, 19/2
   
12.11.2019

Рост рынка глубоководных работ на шельфе Западной Африки

В продолжение темы Газового форума, прошедшего в Петербурге в начале октября, публикуем статью журнала Rivera, подтверждающую хорошие перспективы развития рынка подводного оборудования и технологий для обслуживания морских нефтегазовых месторождений.

Читать статью в оригинале>>

Рост рынка глубоководных работ на шельфе Западной Африки

После многих лет снижения инвестиций в 2025 году расходы на капвложения в Западной Африке удвоятся, что станет основой для активного развития морского нефтегазового рынка.

Ожидаемое двойное увеличение инвестиций в Западную Африку к середине следующего десятилетия связано с новыми глубоководными нефтяными проектами в Нигерии. Это хорошая новость для буровых компаний, судовладельцев и морских сервисных компаний в регионе, который сталкивается с проблемами из-за перебоев в работе, недостаточных инвестиций и снижения производительности, вызванных зрелостью нефтяных месторождений.

По данным Rystad Energy, объем инвестиций в Западную Африку снизился на 65% с пиковых уровней, составляющих около $48 млрд в 2014 году, до $17 млрд в 2018 году. Около 80% этих инвестиций в прошлом году были направлены в Нигерию и Анголу. На эти две страны приходится более 70% от общего объема нефти в запдноафриканском регионе, а общий объем добычи достигает 4,6 млн баррелей в сутки.

Продолжающийся конфликт в дельте реки Нигер привел к сокращению добычи нефти в Нигерии почти на 400 000 баррелей в сутки. Производство начало постепенно восстанавливаться в 2017 году, и ожидается, что в этом году оно достигнет 2,1 млн баррелей в сутки.

Сива Прасад, старший аналитик Rystad Energy: «Нигерия и Ангола — два определяющих государства. Правительство Анголы активизировало свои усилия, чтобы замедлить снижение производства в стране, объявив налоговые льготы на разработку «зрелых» месторождений. В случае успеха это приведет к увеличению добычи сырой нефти в Анголе в ближайшем будущем, но не изменит тенденцию к снижению добычи нефти в Западной Африке до середины 2020-х годов».

С 2015 года добыча нефти в Анголе снижается, и ожидается, что эта тенденция сохранится в течение следующих пяти лет. Добыча на крупнейшем в стране нефтяном месторождении Далия снизилась с пиковых уровней в 250 000 баррелей в сутки до 130 000 баррелей в сутки в этом году. Ожидается, что работа на месторождении Mafumeira Sul (начало производства в 2016 году) и проект Kaombo замедлят падение, но отсутствие крупных новых проектов трубопроводов приведет к значительному спаду в Западной Африке после 2020 года.

Еще одним показателем уровня активности является количество буровых установок, работающих в регионе. По состоянию на январь в регионе действовало 32 буровых по сравнению с 19 двумя годами ранее. Это в два раза меньше показателей января 2014 года, когда в Западной Африке работали 60 мобильных буровых платформ.

В своем апрельском анализе Westwood Global Energy Group заявила, что западноафриканский рынок морских буровых платформ больше других пострадал во время спада цен на нефть: «Когда-то премиальный регион с высокими тарифами, где ставка некоторых буровых доходила до $600 тыс. в сутки, быстро превратился в регион с изобилием невостребованных платформ и отсутствием спроса».

The Greater Tortue Ahmeyim LNG project at the Mauritania – Senegal maritime border
The Greater Tortue Ahmeyim LNG project at the Mauritania – Senegal maritime border

Рост доходов владельцев судов обеспечения

Несмотря на вялый рынок буровых платформ, наблюдается некоторое улучшение спроса на суда обеспечения. На всемирной нефтегазовой конференции UBS в июне президент и главный исполнительный директор Tidewater Джон Райнд сказал, что в Западной Африке задействовано 54 судна: 23 - в глубоководных, 16 - в буксировочных и снабженческих и 15 - в «прочих» операциях, с коэффициентом занятости 76,8%. Г-н Райнд также сказал, что растут ставки фрахта, достигая максимума в $13 000 в день для большого судна обеспечения.

Компания Topaz Energy & Marine, базирующаяся в Дубае, которую приобрела DP World за $1079 млн, сообщила, что в течение года ее основной флот увеличился до 13 судов: двенадцать в Нигерии и одно в Анголе. Если в 2017 году флот простаивал 60% времени, то в 2018 году простои снизились до 20%.

В годовом отчете подразделение Bourbon Marine & Logistics сообщило, что направило 6 дизель-электрических судов для эксплуатации в Африке и на Ближнем Востоке. По мнению компании в Нигерии и Конго началось восстановление, поэтому она «инициировала реактивацию и перемещение "серферов" в Западную Африку для удовлетворения растущего спроса». Серферы (от англ. "surfers" — небольшие маневренные суда обеспечения компании Bourbon Mobility, которые могут выполнять доставку небольших грузов на нефтегазовые платформы или обеспечивать проводимые работы).

По состоянию на январь 2019 года в регионе действовало около 110 судов с коэффициентом использования 65%. Для сравнения в январе 2014 года было задействовано около 130 судов, занятых на 88%.

Nigeria is a key region for Bourbon, whose fleet includes the MPSV Bourbon Evolution 801

Прогнозы на будущее

Г-н Прасад ожидает, что до середины 2020-х гг. общая добыча сырой нефти в Западной Африке продолжит снижаться , при этом улучшение условий в конце 2020-х — начале 2030-х гг. будет вызвано увеличением инвестиций.

Действительно, Rystad Energy ожидает, что инвестиции в капвложения в Западной Африке начнут расти в 2020 году, а к 2025 г. составят более $30 миллиардов. Такой рост будет обусловлен прежде всего новыми проектами в Нигерии. Среди наиболее значимых:

  • проект Nigeria LNG Seven plus (заводы по сжижению топлива), запланированный на 2021 год,
  • проект Bonga Southwest-Aparo в лицензионной зоне OML 132, эксплуатируемой компанией Shell,
  • на месторождении Owowo West, управляемом ExxonMobil,
  • проект компании Total на месторождении Preowei, которое должно быть подсоединено судну FPSO Egina (старт ожидается в первом полугодии 2020 года).

Локализация выходит на первый план. Например, ожидается, что для Nigeria LNG Seven 100% блоков стабилизации конденсата, стоек трубопроводов, факельной системы и некриогенных сосудов будет выполнено местными производителями. Местные подрядчики возьмут на себя дорожные работы, укладку свай и строительство причалов.

Почти все главные неразработанные месторождения Нигерии находятся в глубоководных районах от 125 до 1500 метров. На месторождении Bonga North глубиной 1000 м, находящемся под патронажем компании Shell, запасы нефти составляют почти 700 млн баррелей в нефтяном эквиваленте. Ожидается, что оно будет введено в разработку в 2028 году. Расчетная цена безубыточности оценена в $56,50 за баррель. Запасы месторождения Owowo West, которое имеет самую низкую точку безубыточности при цене $45 за баррель, составляют около 550 млн баррелей в месяц. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году.

Неразработанные месторождения Анголы находятся на сверхбольших глубинах 1500 м и более. Самое крупное — Orca с запасами более 500 млн баррелей в год. Месторождение имеет цену безубыточности около $61 за баррель, и ожидается, что оно будет введено в эксплуатацию ближе к 2030 году.

Наблюдается также рост инвестиций в Гане. Ожидается, что месторождение Pecan будет одобрено к концу этого года, также как и проект Конго Nene Marine, третий этап которого должен быть санкционирован к концу следующего года.

Г-н Прасад ожидает, что рост будет обусловлен «мега» глубоководными проектами крупных нефтяных компаний на шельфе Нигерии. «Нигерийское правительство не пересматривает фискальные условия и распределние прибыли между главным подрядчиком и государством. Если существующие глубоководные контракты между нигерийским правительством и крупными компаниями не будут пересмотрены в пользу комерсантов, есть все шансы, что эти мегапроекты будут снова отсрочены, что снизит добычу нефти в Западной Африке».

Иероятнее всего в Нигерии будут развиваться глубоководные месторождения Etan-Zabazab (компания Eni), Bonga Southwest - Aparo (компания Shell) и Owowo West (компания ExxonMobil). Первый этап разработки проектов должен завершиться в ближайшие два года.

В Анголе наиболее вероятными будут инвестиции - проекты Palas-Astreae-Juno и Greater Plutonio (управляемые BP), проект Alho-Cominhos-Cominhos Este (Total) и новые месторождения Agogo-Ndungu-Agidigbo (Eni). Они тоже будут одобрены в течение следующих двух лет.

В регионе также разрабатываются проекты экспорта СПГ под руководством проекта СПГ «Greater Tortue Ahmeyim» на морской границе Мавритании и Сенегала. С BP в качестве оператора, проект Greater Tortue Ahmeyim будет добывать газ из сверхглубокой подводной добычной системы и плавучего судна для добычи, хранения и разгрузки (FPSO), которое будет обрабатывать газ, удаляя тяжелые примеси.

Затем газ будет передан на плавучую установку для сжиженного природного газа (FLNG) в прибрежном узле, расположенном на морской границе Мавритании и Сенегала. Установка СПГ предназначена для обработки 2,5 млн. тонн СПГ в год, при этом общие ресурсы газа на месторождении оцениваются примерно в 15Тн куб. футов . Проект рассчитан на мирвой экспорт, а также должен закрыть внутреннюю потребность в СПГ Мавритании и Сенегала.

Другие проекты экспорта СПГ включают Fortuna и Block R FLNG на шельфе Экваториальной Гвинеи. Эти проекты приведут к росту производства СПГ в Западной Африке, начиная с конца 2020-х годов и вплоть до 2030-х годов. Г-н Прасад говорит: «Помимо этого, нет никаких новостей о конкретном фокусе на СПГ в будущем, и сырая нефть, по-видимому, продолжает оставаться в качестве основного углеводорода».

 

Новости по теме:

11.10.2019 Резидентная робототехника АО "НПП ПТ "Океанос"получила первую премию на конкурсе Минэнерго РФ "Арктика 2019"

04.10.2019 Создание цифровых двойников и замещение людей дронами повысит энергетическую безопасность страны

20.09.2019 Разработка гибридных автономных необитаемых аппаратов для исследования месторождений углеводородов, статья, журнал Вести газовой науки, №2 (39) 

26.09.2019 Подведены итоги Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа 2019г.

26.03.2019 Видео материалы с испытаний первого в России интервенционного АНПА

22.03.2019 Океанос начал испытания первого в России подводного аппарата интервенционного класса

10.09.2018 Применение подводных глайдеров для геологоразведки

29.03.2018 Борьба за выживание или поиск новых путей развития. Итоги форума Subsea Tieback Forum