К майскому совещанию Межведомственного экспертного совета (МЭС) по безопасности морских подводных трубопроводов вышел в свет специальный выпуск журнала "Морская наука и техника". О возможностях морской резидентной робототехники рассказал участник совещания МЭС советник генерального директора АО "НПП ПТ "Океанос" Владислав Занин.
Читать полную версию журнала>>>
Казалось, существующий технологический уклад прочно определил порядок применения морских робототехнических комплексов (МРТК) в жизненном цикле морских подводных трубопроводов (МПТ).
На этапе гидрографической съёмки потенциальной трассы трубопровода, детального обследования выявленных аномалий, вызывающих вопросы донных полигонов и отбора проб применяют суда со встроенными или буксируемыми гидролокаторами и магнитометрами и/или суда обеспечения подводно-технических работ с МРТК на борту. Для этих целей подходят типовые телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА), а также специализированные ТНПА, в т.ч. оптимизированного гидродинамического облика (рис. 1), способные развивать скорости в двое-трое превосходящие скорости обыкновенного ТНПА рабочего класса, имеющего форм-фактор классического «кирпича».
Частично здесь и далее на этапах контроля строительства и мониторинга при эксплуатации наступает фаза использования автономных необитаемых аппаратов (АНПА), которые уже не связаны с судном-носителем кабель-тросом для подачи электропитания и коммуникаций, но всё равно нуждаются в близком и постоянном наличии судна-носителя, а иногда из-за сложностей подводной навигации и связи, ещё и промежуточного звена в виде безэкипажного катера, служащего двухсредным шлюзом для оперативного обмена информацией по результатам исследований, навигации, телеметрии состояния бортовых систем АНПА.
По сравнению со спусками ТНПА рабочего класса, требования к судну-носителю АНПА ниже, в т. ч. за счет отсутствия требования по наличию на судне системы динамического позиционирования. Это сокращает операционные расходы из-за меньшей ставки фрахта, меньшего расхода топлива, меньшего экипажа операторов и техников АНПА. Плюс возникает дополнительный бонус в части меньшего углеродного следа морских операций. Это и служит движителями замещения (там, где целесообразно) классических и специальных телеуправляемых на автономные необитаемые подводные аппараты. Например, компания Ocean Infinity для повышения эффективности обследовательских работ применяет одновременно до 8 пар безэкипажных катеров и АНПА.
Тщательный анализ последних 20 лет успешного использования АНПА подвёл к следующему витку развития – введению в технологические цепочки жизненного цикла МПТ морских робототехнических комплексов, которые не зависят от судов-носителей и длительно размещаются на доковых станциях донной нефтегазовой инфраструктуры или в толще воды с возможностью коммуникационного и энергетического сопряжения либо со стационарными объектами инфраструктуры, либо с различного рода платформами альтернативной (течений, волновой, ветровой, солнечной) энергетики и связи (оптоволокно, 2G|3G|4G|5G, КВ – сетевая связь) ...
Скачать полную версию статьи в pdf>>